В федеральный закон «Об оружии» внесены дополнительные основания для отказа в выдаче лицензии на приобретение, экспонирование или коллекционирование оружия
Федеральным законом от 28.06.2021 г. № 231-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон «Об оружии» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Законодателем повышен минимальный возраст, дающий право на приобретение гражданского огнестрельного оружия ограниченного поражения, охотничьего оружия, огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия самообороны с 18 лет до 21 года. Исключением являются: лица, прошедшие либо проходящие военную службу; граждане, проходящие службу в государственных военизированных организациях и имеющие воинские звания либо специальные звания или классные чины юстиции, граждане Российской Федерации, относящиеся к коренным малочисленным народам Российской Федерации, ведущие традиционный образ жизни, осуществляющие традиционное хозяйствование и занимающиеся традиционными промыслами в местах традиционного проживания, а также граждане, занимающиеся профессиональной деятельностью, связанной с охотой, и работники юридических лиц с особыми уставными задачами. Указанные лица имеют право приобретать охотничье оружие по достижении возраста 18 лет.
Право на приобретение газового оружия, спортивного оружия, охотничьего огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия и охотничьего огнестрельного длинноствольного оружия с нарезным стволом для занятий спортом, сигнального оружия, холодного клинкового оружия, предназначенного для ношения с национальными костюмами народов Российской Федерации или казачьей формой, будут иметь граждане Российской Федерации, достигшие возраста 18 лет.
Гражданам Российской Федерации, получившим лицензию на приобретение гражданского огнестрельного длинноствольного оружия, до истечения первых двух лет владения таким оружием не разрешается приобретать в целях самообороны или охоты огнестрельное гладкоствольное длинноствольное оружие, имеющее более двух стволов или магазин (барабан).
Введены дополнительные основания для отказа в выдаче лицензии на приобретение, экспонирование или коллекционирование оружия. Отказ получат граждане:
- имеющие снятую или погашенную судимость за тяжкое или особо тяжкое преступление, а также за умышленное преступление средней тяжести, совершенное с применением (использованием) оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, взрывных или имитирующих их устройств, специально изготовленных технических средств, наркотических средств, психотропных, сильнодействующих, ядовитых и радиоактивных веществ, лекарственных и иных химико-фармакологических препаратов;
- имеющие снятую или погашенную судимость за умышленное преступление, связанное с незаконным оборотом оружия;
- имеющие снятую или погашенную судимость за преступление террористического характера и (или) экстремистской направленности, а также за преступление, совершенное в целях пропаганды, оправдания и поддержки терроризма;
- имеющие снятую или погашенную судимость за умышленное преступление, совершенное с применением насилия в отношении несовершеннолетнего (несовершеннолетней);
- два и более раза осужденные за совершение преступления;
- привлеченные к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусматривающего административный арест в качестве одного из видов административного наказания, а также привлеченным к административной ответственности за потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ, за управление транспортным средством в состоянии опьянения либо передачу управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения, - до истечения одного года со дня окончания срока, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию.
Изменения вступили в силу 29.06.2022 г.
Об усилении требований к предотвращению конфликта интересов в сфере закупок
Федеральным законом от 11.06.2022 № 160-ФЗ внесены изменения в статью 3 Федерального закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» и Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»
Если раньше обязанность исключить личную заинтересованность возлагалась только на государственных служащих, то теперь и на работников бюджетных учреждений, государственных корпораций и компаний, государственных и муниципальных унитарных предприятий, иных организаций, осуществляющих закупки. Руководители заказчиков, работники контрактных служб, контрактные управляющие, члены комиссий по осуществлению закупок теперь также обязаны сообщать о наличии личной заинтересованности в результатах закупки, под которой понимается возможность получения доходов или каких-либо выгод как непосредственно ими самими, так и связанными с ними лицами.
Заинтересованность возникает, к примеру, если в аукционе участвует организация, в которой член закупочной комиссии работает по совместительству, или если ее учредителем с долей выше 10% является супруг контрактного управляющего. В первом случае должны быть приняты меры по замене члена комиссии, во втором - контракт с таким поставщиком не может быть заключен.
На наличие связи с должностными лицами заказчиков будут проверяться не только поставщики (подрядчики), но и лица, привлекаемые к исполнению контрактов (субподрядчики).
И если раньше конфликт интересов был препятствием для заключения контрактов исключительно при осуществлении закупок в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», то теперь он должен быть урегулирован и в ходе закупок, предусмотренных Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
Непринятие работником мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является, служит основанием для его увольнения в связи с утратой доверия.
Изменения вступили в силу с 01.07.2022 г.
Об уголовной ответственности за хищение денежных средств с банковских карт.
С развитием информационных технологий появился особый вид криминальных посягательств, совершенных с использованием сети Интернета и коммуникационных устройств. На протяжении последних лет информационные технологии применяются при совершении хищений, связанных с посягательством на собственность государства, граждан и юридических лиц. На рост числа таких преступлений оказывает активное развитие новых форм платных услуг и сервисов, использование при расчетах цифровых средств платежей.
Уголовная ответственность за хищение денежных средств с банковской карты предусмотрена п. «г» ч. 3 ст. 158 УК РФ - кража, совершенная с банковского счета, а равно в отношении электронных денежных средств (при отсутствии признаков преступления, предусмотренного ст. 159.3 УК РФ). Для квалификации по этому пункту необходимо, чтобы действия виновного были тайными, то есть в отсутствие собственника, иных лиц либо незаметно для них. Если хищение с банковской карты совершено путем обмана или злоупотребления доверием, действия виновного квалифицируются по ст. 159 УК РФ (мошенничество).
Согласно п. 17 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.11.2017 № 48 «О судебной практике по делам о мошенничестве, присвоении и растрате», в случаях когда лицо похитило безналичные денежные средства, воспользовавшись необходимой для получения доступа к ним конфиденциальной информацией держателя платежной карты (например, персональными данными владельца, данными платежной карты, контрольной информацией, паролями), переданной злоумышленнику самим держателем платежной карты под воздействием обмана или злоупотребления доверием, действия виновного квалифицируются как кража.
Хищение денежных средств с банковского счета, а равно в отношении электронных денежных средств возможно и путем ввода, удаления, блокирования, модификации компьютерной информации либо иного вмешательства в функционирование средств хранения, обработки или передачи компьютерной информации или информационно-телекоммуникационных сетей, что является специальным видом мошенничества и влечет уголовную ответственность по п. «в» ч. 3 ст. 159.6 УК РФ.
Если для этого были созданы, использованы или распространены вредоносные компьютерные программы, действия виновного требуют дополнительной квалификации по ст. ст. 272, 273, 274.1 УК РФ.
Чтобы обезопасить себя от действий мошенников, необходимо придерживаться следующих рекомендаций:
- не сообщать конфиденциальные данные карты третьим лицам (срок, CVV-код и ПИН-код);
- подключить услугу СМС-уведомлений для контроля за счётом;
- ПИН-код хранить отдельно от карточки и прикрывать рукой клавиатуру банкомата или терминала в момент его ввода;
- установить расходные лимиты в интернет-банке или мобильном приложении;
- никогда никому не сообщать код из СМС для подтверждения операции, которую клиент не совершал (сотрудники банка не вправе запрашивать данную информацию);
- после выявления факта незаконного списания денег с карты необходимо срочно её заблокировать и обратиться в ближайшее отделение банка.
Соблюдение перечисленных мер безопасности любой поможет предотвратить нанесение ущерба от действий мошенников.
Предотвращение и урегулирование конфликта интересов
Под конфликтом интересов понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) должностного лица, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий).
Под личной заинтересованностью понимается возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) должностным лицом или состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами (родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братьями, сестрами, родителями, детьми супругов и супругами детей), гражданами или организациями, с которыми эти связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями.
Требования закона о конфликте интересов распространяются на лиц, замещающих государственные и муниципальные должности, государственных и муниципальных служащих, а также ряд других категорий должностных лиц.
Можно выделить ряд ключевых «областей регулирования», в которых возникновение конфликта интересов является наиболее вероятным:
1. Конфликт интересов, связанный с выполнением отдельных функций государственного управления в отношении родственников и/или иных лиц, с которыми связана личная заинтересованность государственного служащего.
Ситуация возникает, когда должностное лицо участвует в осуществлении отдельных функций государственного управления и/или в принятии кадровых решений в отношении родственников и/или иных лиц, с которыми связана личная заинтересованность должностного лица (проверка в организации, которую возглавляет или просто работает родственник, выдача лицензий, предоставление субсидий и т.д.; случаи служебной подчиненности – аттестации, премирования, конкурсы на замещение и т.п.)
2. Конфликт интересов, связанный с выполнением иной оплачиваемой работы.
Ситуация возникает, когда должностное лицо, его родственники или иные лица, с которыми связана личная заинтересованность лица, выполняют или собираются выполнять оплачиваемую работу на условиях трудового или гражданско-правового договора в организации, в отношении которой должностное лицо осуществляет отдельные функции государственного управления.
Именно в целях предупреждения такой ситуации в Федеральном законе «О государственной гражданской службе» предусмотрено, что гражданский служащий вправе выполнять иную оплачиваемую работу, если это не повлечет за собой конфликт интересов, с предварительным уведомлением представителя нанимателя. Таким образом и на представителя нанимателя возложена обязанность при получении такого уведомления дать оценку возможности возникновения у подчиненного конфликта интересов.
3. Конфликт интересов, связанный с имущественными обязательствами и судебными разбирательствами.
Ситуация возникает, когда должностное лицо участвует в осуществлении отдельных функций государственного управления в отношении:
- организации, перед которой само должностное лицо и/или его родственники имеют имущественные обязательства;
- кредиторов организации, владельцами или работниками которых являются родственники должностного лица;
- организации, которая имеет имущественные обязательства перед должностным лицом, его родственниками, или иными лицами, с которыми связана личная заинтересованность должностного лица.
4. Ситуации, связанные с явным нарушением должностным лицом установленных запретов.
К явным нарушениям установленных запретов относятся, например, использование служебной информации, получение наград, почетных и специальных званий (за исключением научных) от иностранных государств и др.
О наличии такого конфликта интересов свидетельствует ситуация, когда должностное лицо рекомендует организации воспользоваться услугами конкретной компании, владельцами, руководителями или сотрудниками которой являются родственники должностного лица или иные лица, с которыми связана личная заинтересованность должностного лица.
Статьей 11 Федерального закона «О противодействии коррупции» установлено, что должностное лицо обязано принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов, в том числе уведомить работодателя о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, как только ему станет об этом известно.
Представитель нанимателя (работодатель), в свою очередь, обязан принять меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, которые могут состоять в изменении должностного или служебного положения должностного лица, являющегося стороной конфликта интересов, вплоть до его отстранения от исполнения должностных (служебных) обязанностей в установленном порядке либо предоставлении должностному лицу права принять меры в виде отказа от выгоды, явившейся причиной возникновения конфликта интересов.
Непринятие должностным лицом, являющимся стороной конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим увольнение указанного лица в связи с утратой доверия.
При этом следует иметь ввиду, что представитель нанимателя, который узнал о возникновении у подчиненного личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, но не принял меры по предотвращению и (или) урегулированию такого конфликта интересов, также подлежит увольнению в связи с утратой доверия.
Ответственность юридических лиц за коррупционные правонарушения
Статьей 3 Федерального закона «О противодействии коррупции» к основным принципам противодействия коррупции отнесено приоритетное применение мер по ее предупреждению.
Действующим законодательством предусмотрена возможность применения к юридическому лицу, от имени или в интересах которого осуществляются коррупционное правонарушение, мер ответственности.
Так, статьей 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность юридических лиц за незаконную передачу, предложение или обещание должностному лицу денег или иного имущества за совершение в интересах данного юридического лица действия либо бездействия, связанного с занимаемым должностным лицом служебным положением.
Отличительной особенностью административных правонарушений, предусмотренных ст. 19.28 КоАП РФ, являются сроки давности привлечения к юридического лица к ответственности, которые составляют 6 лет со дня их совершения, а также существенные суммы административных штрафов - не менее 1 миллиона рублей.
Привлеченные к административной ответственности по статье 19.28 КоАП РФ юридические лица не вправе участвовать в закупках товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд в течение двух лет с момента привлечения к такой ответственности.
При этом необходимо отметить, что применение за коррупционное правонарушение мер ответственности к юридическому лицу не освобождает от ответственности за данное коррупционное правонарушение виновное физическое лицо.
Уголовный кодекс Российской Федерации устанавливает ответственность за совершение коррупционных преступлений, наиболее общественно опасным из которых является взяточничество.
В широком смысле под взяточничеством понимается получение взятки (ст. 290 УК РФ), дача взятки (ст. 291 УК РФ), посредничество во взяточничестве (291.1 УК РФ), а также мелкое взяточничество (291.2 УК РФ). Максимальное наказание за взяточничество установлено УК РФ в виде лишения свободы на срок до 15 лет со штрафом в размере до семидесятикратной суммы взятки.
Cоблюдение трудовых прав инвалидов
Трудовым кодексом Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами для инвалидов установлен комплекс социальных гарантий.
Инвалидам, занятым в организациях независимо от организационноправовых форм и форм собственности, создаются необходимые условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида (далее - ИПРА).
Продолжительность рабочего времени инвалида 1 или 2 группы не более 35 часов в неделю с сохранением полной оплаты труда. Длительность ежедневной работы инвалида может быть указана в медицинском заключении, а виды деятельности и условия труда - в ИПРА.
Привлечение инвалидов к сверхурочным работам, работе в выходные дни и ночное время допускается только с их согласия и при условии, если такие работы не запрещены им по состоянию здоровья. Работодатель обязан письменно ознакомить работника-инвалида с правом на отказ от работы в ночное время.
Инвалидам предоставляется ежегодный отпуск не менее 30 календарных дней и отпуск без сохранения заработной платы до 60 календарных дней.
Работодатель обязан предоставить ежегодный оплачиваемый отпуск в удобное время следующим категориям инвалидов: инвалидам войны, инвалидам вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, инвалидам-чернобыльцам.
Также пострадавшим от чернобыльской аварии или подвергшимся воздействию радиации вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне полагается ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск продолжительностью 14 календарных дней. По общему правилу оплата данного отпуска осуществляется пенсионным фондом.
Предусмотрен механизм, позволяющий обращать в доход государства денежные средства на счетах лиц, обязанных представлять сведения о доходах, не подтвердивших законность их получения
17 марта 2022 г. вступил в действие Федеральный закон от 06.03.2022 № 44-ФЗ «О внесении изменений в статью 26 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» и Федеральный закон «О противодействии коррупции».
Федеральным законом «О противодействии коррупции» предусмотрен механизм, позволяющий обращать в доход Российской Федерации денежные средства на счетах лиц, осуществление полномочий которыми влечет обязанность представлять сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, если не представлены достоверные сведения, подтверждающие законность их получения, в случае, если сумма таких денежных средств превышает совокупный доход этих лиц за отчетный период и предшествующие ему два года.
В случае непредставления проверяемым лицом сведений, подтверждающих законность получения дохода или представления недостоверных сведений материалы проверки в трехдневный срок направляются в органы прокуратуры.
Федеральный закон дополнен статьей 8.2 которая устанавливает порядок проведения Генеральным прокурором Российской Федерации и подчиненными ему прокурорами проверок законности получения денежных средств на счета в банках или иных кредитных организациях.